1. Уважаемые Абоненты сети SPNET! В личном кабинете можно подключить новые функции:
    Безопасный интернет - без мошеннических сайтов и вирусов
    Семейный интернет - без сайтов для взрослых
    Услуги предоставляются бесплатно, подключаются на следующий день.
    Скрыть объявление

Коаны Дзэн

Тема в разделе "Внутренний мир", создана пользователем Necros, 23 Май 2009.

?

Интересно?

Голосование закрыто 26 Май 2009.
  1. да

    8 голосов
    61,5%
  2. нет

    5 голосов
    38,5%
  1. Necros

    Necros Форумчанин

    Сообщения:
    3.066
    Симпатии:
    290
    Собственно пока читал и искал всякое интересное про самураев(бусидо) наткнулся на дзэн буддизм. Просветление в учении достигается, в том числе, с помощью коэнов.
    Далее нашёл сборник коэнов

    сцылко

    В данном разделе(за исключением подраздела о религии)нет особой активности, поэтому хотелось как-нибудь обсудить. Особенно интересным показался формат "1 история в день - обсуждения, на следующий день вторая история - обсуждения и т.д."

    Вот первая история для затравки)

    если интересно - продолжим. Если нет ,то нет.

    Информация исключительно для расширения кругозора и развлечения))
     
  2. SenyaSumkin

    SenyaSumkin Забанен Забанен

    Сообщения:
    8.256
    Симпатии:
    524
    ну же, нуирче, где обещаное продолжение? мне и манкаи очень интересно :plain:
     
  3. Necros

    Necros Форумчанин

    Сообщения:
    3.066
    Симпатии:
    290
    Далее

    Что может быть непонятно

    Теперь сам коан



    Повиновение
    Вот собственно хотелось обсудить ,что именно хотел сказать дзенский учитель эгоцентричному священнику.
     
    Последнее редактирование: 25 Май 2009
  4. Rod Oil

    Rod Oil Кавайная няка

    Сообщения:
    8.233
    Симпатии:
    0
    Бэнкэй все ненавязчиво продемонстрировал. Что тут обсуждать-то?
     
  5. Necros

    Necros Форумчанин

    Сообщения:
    3.066
    Симпатии:
    290
    Ну тут ещё идёт дзенская философия. Учитель не стал спорить, он доказал священнику своё право на реальном опыте. Также уважение(в смысле почтения ) не имеет значения в данной ситуации. Упоминание того ,что Бэнкэй не использует сутры и схоластические рассуждения говорит о том ,что в любом учении, религии и т.д. важное значение имеет личный опыт, искренность. Не то ,что ты можешь процитировать откуда-то или принять на веру.
     
  6. Rod Oil

    Rod Oil Кавайная няка

    Сообщения:
    8.233
    Симпатии:
    0
    Такуан Сохо "Тайное писание о непоколебимой мудрости"
     
  7. Necros

    Necros Форумчанин

    Сообщения:
    3.066
    Симпатии:
    290
    Сообщение
    Хотелось бы ,чтобы кто-нибудь завтра выложил понравившийся ему коан) ,который мы и обсудим(ссылка на коэны вверху или можно найти любой свой)
     
    Последнее редактирование: 26 Май 2009
  8. Rod Oil

    Rod Oil Кавайная няка

    Сообщения:
    8.233
    Симпатии:
    0
    Не совсем коан (вернее, совсем не коан), но тем не менее:

    Такуан Сохо "Вечерние беседы в храме Токайдзи"
    ------------------------
    ЗЫ: Мне кажется, что если дискуссию о дзен-практике не загонять в какую-либо искусственную форму (например, в форму обсуждения только коанов), то она будет интереснее и полезнее для ее участников.
     
  9. Necros

    Necros Форумчанин

    Сообщения:
    3.066
    Симпатии:
    290
    Чистота и спокойсвтие разума делает нас лучше. Но если его не отпускать время от времени ,то жизнь может стать скучной. Делает ли это нас хуже?)
     
  10. Rod Oil

    Rod Oil Кавайная няка

    Сообщения:
    8.233
    Симпатии:
    0
    Делает. Тот, кто не познал мятежность и сумеречную сторону разума не сможет в полной мере наслаждаться его чистотой и спокойствием. Человек, преодолевший страдания на пути к наслаждениям, испытывает больше удовольствия, нежели тот, кто получает наслаждения сразу.
     
  11. Rat

    Rat Форумчанин

    Сообщения:
    1.946
    Симпатии:
    68
    А человек, преодолевший наслаждения на пути к страданиям, страдает ли больше, нежели тот, кто вкушает страдания сразу?

    ПС.
     
  12. Rod Oil

    Rod Oil Кавайная няка

    Сообщения:
    8.233
    Симпатии:
    0
    То, что одни почитают за страдания для других может быть наслаждением. Огонь может обогревать, но также может причинять боль.
     
  13. Rod Oil

    Rod Oil Кавайная няка

    Сообщения:
    8.233
    Симпатии:
    0
    Если кто обращал внимание на старый вяз, растущей перед банком "Возрождение", то вот вам интересное умазаключение в духе дзэна на его счет:

    Деревья и люди перемещаются во времени одинаково. Однако деревья живут дольше, но стоят на одном месте. За свои жизнь деревья успевают увидеть очень многое, в то время как человеку, чтобы увидеть столько же надо много перемещаться в пространстве, ибо век его подобен мгновению в вечности.
     
  14. Valuer

    Valuer Форумчанин

    Сообщения:
    3.106
    Симпатии:
    189
    Дзэн кочерги
    Мастер Хакуин имел обыкновение говорить своим ученикам о старухе, державшей неподалёку чайный магазинчик. Он всячески хвалил и подчёркивал её глубокое понимание дзэн. И, как правило, ученики, заинтригованные его рассказом, вскоре шли в магазин посмотреть на старуху.
    Когда бы старуха ни встречала посетителей, она сразу могла сказать, пришли ли они к ней попить чаю или же увидеть её понимание дзэн.
    В первом случае она любезно поила их чаем, а во втором она таинственным шёпотом просила пройти за ширму. Как только они заходили туда, она со всей силы била их кочергой. Девять из десяти не могли избежать её ударов.
    *******

    Как мне кажется, нам трудно понять дзэн, ибо это не только знания, но и внутреннее состояние души, духа.
     
    Последнее редактирование: 11 Июль 2009
  15. Rod Oil

    Rod Oil Кавайная няка

    Сообщения:
    8.233
    Симпатии:
    0
    Это от скорее от личного восприятия зависит. Как выразился по этому поводу мой любимец Такуан Сохо: "Многие читают книги, но мало кто понимает принцип".
     
  16. Rod Oil

    Rod Oil Кавайная няка

    Сообщения:
    8.233
    Симпатии:
    0
    Ночью двадцать восьмого дня двадцатого месяца третьего года Сётоку я видел сон. События во сне менялись по моему желанию. О человеке можно судить по его снам. Хорошо, когда человек не сторонится своих снов и может управлять ими. (с) Ямамото Цунэтомо, "Хагакурэ"
     
  17. SolarStone

    SolarStone Форумчанин

    Сообщения:
    9.791
    Симпатии:
    0
    Направляясь в царство Вэй, Ле-цзы присел закусить на обочине и заметил валявшийся в траве столетний череп. Ткнув его палкой, он сказал ученику Байфэну:

    - Только он и я знаем, что ты никогда не рождался и никогда не умрешь. Вправду ли ему нужно печалиться? Вправду ли нам нужно радоваться?
     
  18. Rod Oil

    Rod Oil Кавайная няка

    Сообщения:
    8.233
    Симпатии:
    0
    Иногда бывает, что нужно обратиться к человеку по какому-то делу. Если это делать часто, ты можешь прослыть назойливым. Поэтому, когда ты что нибудь делаешь, лучше всего полагаться только на себя.

    (с) Ямамото Цунэтомо, "Хагакурэ"
     
  19. SolarStone

    SolarStone Форумчанин

    Сообщения:
    9.791
    Симпатии:
    0
    Когда Конфуций странствовал по горе Тайшань, он увидел Жупа Цици, который бродил по равнине в одеждах из шкур, подпоясанный простой веревкой, и напевал песню, подыгрывая себе на лютне.

    - Уважаемый, отчего вы так веселитесь? - спросил его Конфуций.

    - О, у меня есть много причин для веселья! - ответил Жун Цици. - Среди всех вещей в этом мире человек - самое драгоценное, а я имею счастье родиться человеком. Вот первая причина для веселья! Из двух полов мужчины ценятся выше, чем женщины, а я имею счастье родиться мужчиной. Вот вторая причина для веселья! Среди родившихся на этот свет многие не живут и дня или месяца и никогда не выходят из пеленок, а я уже прожил девяносто лет. Вот моя третья причина для веселья! Для всех людей бедность - это судьба, а смерть - конец существования. Я принимаю свою судьбу и спокойно ожидаю конца, о чем же мне беспокоиться?

    - Прекрасно! - воскликнул Конфуций. - Вот человек, знающий, как быть довольным в этом мире.
     
  20. Arlekino

    Arlekino Форумчанин

    Сообщения:
    835
    Симпатии:
    6
    Притча о притче
    Один молодой американец по имени Саймон Мун, изучавший дзэн в дзэндо (школе дзэн) в Ломпоке, штат Калифорния, совершил непростительную ошибку — прочел «Процесс» Франца Кафки. Этот зловещий роман, в сочетании с дзэн-тренировкой, оказался не по зубам бедному Саймону. Юношу потрясла, интеллектуально и эмоционально, странная притча о Двери Закона, которая у Кафки появляется ближе к концу повествования. Саймона притча Кафки так взволновала, что он не мог больше медитировать, потерял самообладание и надолго отвлекся от изучения сутр.

    В несколько сжатом пересказе, притча Кафки выглядит так:

    Некий человек приходит к Двери Закона и просит разрешения войти. Страж не дает ему пройти через дверь, но говорит, что если этот человек будет ждать неопределенно долго, то, может быть, когда-нибудь в будущем, он получит разрешение. Человек ждет и ждет; он стареет; он пытается подкупить стражника. Тот берет деньги, но по-прежнему не пропускает его через дверь. Человек продает все свое имущество, чтобы предложить еще большую взятку. Страж принимает ее, но все-таки не дает человеку прохода. Принимая каждую новую взятку, страж всегда объясняет: «Я делаю это только для того, чтобы ты не терял всей надежды».

    В конце концов человек становится совсем старым и больным и знает, что он скоро умрет. В свои последние минуты он, набравшись сил, задает вопрос, который мучил его годами. «Мне сказали, — говорит он стражнику, — что Закон существует для всех. Почему же тогда так случилось, что все эти годы, пока я здесь сижу и жду, никто больше не пришел к Двери Закона?» «Эта дверь, — отвечает страж, — была создана только для тебя. А сейчас я закрою ее навсегда». Он захлопывает дверь, и человек умирает.

    Чем больше Саймон ломал себе голову над этой аллегорией, или шуткой, или загадкой, тем яснее ему становилось, что он никогда не поймет дзэн, если сначала не поймет эту странную сказку. Если дверь существовала только для этого человека, почему ему нельзя было войти? Если хозяева выставили стражника, чтобы не пропускать человека, то почему они при этом оставили дверь искушающе приоткрытой? Почему стражник закрыл дверь, когда человек стал уже слишком стар, чтобы попытаться прорваться в нее силой? Имеет ли буддийское учение о Дхарме (Законе) какое-то отношение к этой притче?

    Может быть. Дверь Закона символизирует византийскую бюрократию, которая существует практически во всех современных правительствах, и, в таком случае, вся притча превращается в политическую сатиру? Скромный чиновник Кафка вполне мог бы на досуге сочинить именно сатирическую притчу о бюрократии… Или, возможно, дверь — это Бог, как утверждают некоторые комментаторы? Тогда что Кафка имел в виду? Пародирует ли он религию или иносказательно восхищается ее божественной Тайной? А этот страж, который брал взятки, но ничего не дал взамен, кроме пустых надежд, — что символизирует он: духовенство или, может быть, человеческий разум, который всегда услаждается тенями в отсутствие подлинных Последних Ответов?

    В конце концов, близкий к нервному срыву от огромной умственной усталости, Саймон пришел к своему роси (учителю дзэн) и рассказал ему историю о человеке, который томился ожиданием у Двери Закона — двери, которая существовала только для него, но в которую ему не разрешалось войти и которая была закрыта, когда ему уже не дала бы войти смерть. «Пожалуйста, — умолял Саймон, — объясните мне эту Темную Притчу».

    «Я объясню ее, — сказал роси, — если ты пройдешь за мной в зал для медитаций».

    Саймон последовал за учителем к двери медитационного зала. Когда они пришли, учитель быстро проскочил в зал, повернулся и захлопнул дверь перед самым лицом Саймона.

    В этот момент Саймон пережил Пробуждение.